



Вопросам поддержки детской инициативы посвящено много размышлений, задача воспитателя поддержать ее и найти место в воспитательно – образовательном процессе для ее реализации. Расскажем, как это делаем мы в средней группе «Василек».
Мы очень часто слышим от детей рассказ, как они чему – то научились дома: рисовать образ, вырезать из бумаги детали, конструировать из неоформленного материала предмет. И когда спрашиваешь у ребенка, а может ли он научить этому нас, и слышишь положительный ответ, то конечно хочется поддержать инициативу ребенка. Эта маленькая идея дает начало большой деятельности.
Сегодня воспитанник нашей группы Филипп П. принес в группу лодочки, изготовленные из скорлупы грецкого ореха и цветной бумаги. На предложение научить меня и детей, глаза мальчика как будто даже засветились ярче. Я предложила Филиппу подумать, какой материал и инструменты ему необходимы, на что он мне ответил: «Сначала я сосчитаю, сколько детей». Все необходимое мы приготовили очень быстро, потому что к нам подключились еще дети.
И вот Филипп, уже в роли «мастера» представляет свою лодочку, рассказывает из чего она сделана, какие детали еще необходимо приготовить. Дети приступили к работе, и каждый, кому нужна была помощь, обращался именно к мальчику. Очень терпеливо и уверенно отзывался Филипп на просьбы детей. Воспитатель в такой ситуации выступает в роли координатора, должен быстро ориентироваться и помогать как выступающему, так и тем, у кого трудности. Дети, которым удалось легко справиться, теперь уже выступили в роли помощников «мастера». И у всех детей получились лодочки, каждая не похожая на другую. Совместное обсуждение с детьми результата деятельности способствовало появлению новых предложений о том, кто и чему может научить.
Надеемся, что такой подход поддержки детской инициативы поможет более продуктивно выстраивать образовательный процесс и развивать в детях значимые психические процессы.